+7 (812)  984-98-84
Пн-Вс: 09.00 - 21.00
г. Санкт-Петербург,
м. Площадь Восстания, Невский пр., дом 112 (первая арка от Стокмана)

info@pravonaprava.ru
+7 (812) 984-98-84

Либерализация ОСАГО в России

Либерализация ОСАГО в России

В 2018 году планируется либерализация ОСАГО в России – страховщики хотят сами устанавливать цены на полисы обязательного страхования. Проект соответствующего закона об ОСАГО, который планируется рассмотреть в Госдуме, уже размещен на портале нормативно-правовых актов. Мы изучили, какие изменения в ОСАГО может внести этот законопроект.

Указанный законопроект предполагает внесение целого ряда изменений в Федеральный закон от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Определение тарифов и коэффициентов ОСАГО страховщиками

Самое главное новшество – страховщики будут сами определять стоимость полиса ОСАГО. При этом, Центробанком устанавливаются требования к методике расчета страховых тарифов, в том числе к ее структуре и содержанию, методам и принципам расчета базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов и (или) предельных значений указанных коэффициентов. Но сами расчеты вести будут уже страховщики.

Коэффициенты ОСАГО 2018

Законопроектом исключается из расчета коэффициент, зависящий от возраста и стажа водителей при заключении «ограниченного» договора ОСАГО.
Остальные коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются Банком России в зависимости от:

а) количества произведенных страховщиками страховых возмещений в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования;
б) отсутствия в договоре обязательного страхования условия, предусматривающего управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, а при наличии такого условия - характеристик допущенных к управлению транспортным средством водителей, отражающих водительские навыки (категории транспортных средств, право на управление которыми предоставлено водителю, стаж управления транспортными средствами, соответствующими по категории транспортному средству, в отношении которого заключается договор страхования, возраст водителя);
в) срока действия договора обязательного страхования, сезонного и иного временного использования транспортного средства;
г) наличия в договоре обязательного страхования условия, предусматривающего возможность управления транспортным средством с прицепом к нему (за исключением принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям);
д) иных существенно влияющих на величину страхового риска обстоятельств.
Страховые полисы ОСАГО с разными лимитами

Законопроект предусматривает внедрение полисов с разными лимитами суммы выплаты:

  • 500 тысяч рублей
  • 1 миллион рублей
  • 2 миллиона рублей

Новые факторы, влияющие на тариф ОСАГО

Согласно действующей редакции закона, базовые ставки страховых тарифов ОСАГО устанавливаются в зависимости от факторов, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда:

  • технические характеристики;
  • конструктивные особенности;
  • назначение транспортных средств.

В новой редакции закона предусмотрено добавление новых факторов, которые будут влиять на базовый тариф ОСАГО:

  • цель использования транспортных средств (например, для бытовых и семейных нужд, предпринимательской деятельности, в качестве такси)
  • вид собственника транспортного средств (физическое или юридическое лицо).

осаго

Полисы ОСАГО на 3 года

Законопроект предусматривает возможность заключения договоров ОСАГО сроком до 3 лет:
«Срок действия договора обязательного страхования определяется страхователем по соглашению со страховщиком, указывается в договоре обязательного страхования, устанавливается кратным одному году и составляет не менее одного года, за исключением случаев, для которых предусмотрены иные сроки действия такого договора. Срок действия договора обязательного страхования не может превышать трех лет».

Новое определение страхователя

В действующей редакции закона об ОСАГО указано, что страхователь - это лицо, заключившее со страховщиком договор обязательного страхования. В поправках предложено новое определение:

«Страхователь – владелец транспортного средства, являющийся юридическим лицом, либо владелец транспортного средства, являющийся физическим лицом и имеющий право на его управление, заключившие со страховщиком договор обязательного страхования».

Требования к доп. страхованию

Законопроект устанавливает требования к дополнительному добровольному страхованию, увеличивающему размер выплаты по ОСАГО. Так, в тексте документа прописано, что в отношении одного транспортного средства не может быть заключено и действовать более одного договора обязательного страхования.

Ограничение размера пени

При несоблюдении срока направления потерпевшему мотивированного отказа в страховом возмещении страховщик за каждый день просрочки уплачивает потерпевшему денежные средства в виде финансовой санкции в размере 200 рублей. При этом общий размер финансовой санкции, подлежащей выплате потерпевшему на основании настоящего пункта, не может превышать 10 тысяч рублей.

В действующей редакции установлена пеня в размере 0,05% от страховой суммы, а ее общий размер не ограничен.

Независимая экспертиза по ОСАГО

Согласно документу, независимая техническая экспертиза проводится по правилам, утверждаемым Банком России, в соответствии с единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, которая утверждается Банком России. Особенности составления и содержания отчета (заключения) по результатам проведенной независимой технической экспертизы транспортного средства (в том числе структура и перечень обязательных разделов) устанавливаются Банком России.

Ограничение числа участников ДТП при ПВУ

Законопроект ограничивает до двух число участников ДТП, при котором можно воспользоваться прямым возмещением убытков. В действующей редакции ПВУ доступно, если дорожно-транспортное происшествие произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух и более транспортных средств.

Учет стиля вождения при расчете ОСАГО

Страховщик вправе по заявлению страхователя организовать оснащение транспортного средства, в отношении которого заключается договор обязательного страхования, телематическим устройством, обеспечивающим фиксацию характеристик (навыков) вождения транспортным средством (резкость торможения, ускорения, перестроения, частота и длительность использования транспортного средства, скорость движения, использование транспортного средства в ночное время суток). Данные, полученные с использованием таких телематических устройств, используются страховщиком для применения коэффициента страхового тарифа при заключении договора обязательного страхования на новый срок. Страховщик обязан проинформировать страхователя об условиях и порядке использования телематических устройств.

Отказ в оформлении онлайн ОСАГО при неверных сведениях

В случае выявления при заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа недостоверности представленных страхователем сведений, в том числе с использованием автоматизированной информационной системы, страховщик не предоставляет владельцу транспортного средства возможность уплаты страховой премии и информирует о необходимости корректировки представленных им при создании заявления о заключении договора обязательного страхования сведений с указанием недостоверных.

Ограниченное использование транспортных средств при расчете ОСАГО

Ограниченным использованием транспортных средств, находящихся в собственности или во владении юридических лиц, признается их сезонное использование, в частности использование снегоуборочных, сельскохозяйственных, поливочных и других специальных транспортных средств в течение трех и более месяцев в календарном году. В действующей редакции этот срок равнее шести месяцам.

Наверх